Урал-4320 — легендарный грузовик с колесной формулой 6х6. Изначально автомобиль создавался для нужд Советской Армии. Его использовали для обеспечения различных операций, перевозки живой силы, боеприпасов и т.д. В последующем, этот грузовик повышенной проходимости стали активно использовать промышленные предприятия, спасательные службы, коммунальные хозяйства и другие организации.
Компания «РусСпецАвто» выпускает широкий ассортимент специального оборудования на базовом шасси Урал 4320, и в этой статье мы рассмотрим его основные технические характеристики, а также некоторые особенности, которые делают этот автомобиль одним из самых популярных внедорожников не только в России, но и во всем мире.
Первые прототипы будущего грузовика были показаны в мае 1958 года в Москве. Мелкосерийное производство автомобилей с бензиновым двигателем марки ЗИЛ началось в 1960 году с "Урала-375".
С целью улучшения ходовых характеристик, в 1965 году, вместо несимметричного межосевого дифференциала блокируемого типа, который позволял подключать передний мост, была выпущена новая версия укомплектованная постоянным полным приводом.
Производство моделей серии "Урал 4320" началось в ноябре 1977 года. Выпуск продолжается и по сей день. Первоначально машина была оснащена бензиновым двигателем с расходом топлива 40-48 литров на 100 км, что считалось ее основным недостатком.
Дизельные версии грузовика (с двигателем от КамАЗа) появились в 1978 году. И в первые годы выпуска их число было ограничено. Однако постепенно завод перешел на массовую установку этих дизелей. Это стало основным отличием от первого поколения модели Урал 375Д.
Основой конструкции "Урал 4320" стала несущая рама, обеспечивающая высокую прочность. Односкатные шины, полный привод и короткие свесы обеспечили высокую проходимость автомобиля.
В 1988 году появилась версия Урал 4320-01 с модернизированной платформой из стального сплава без колесных ниш, что уменьшило общий вес машины. Корпус с плоским дном оснащен навесными скамейками, открывающимся бортом и тентом, натянутым на съемные дуги.
С 1993 года вместо дизельного двигателя КамАЗ-740 начали устанавливать 11,5-литровые двигатели ЯМЗ-236 (мощностью 180 л.с.). Эти изменения получили индекс 4320-10.
Через год линейка была дополнена двигателями ЯМЗ-238М (240 л. с.) объемом 14,86 л. Грузовики, предназначенные для использования в мирных целях, стали изготавливаться с большим передним бампером, на котором установливались фары.
В 1996 году, помимо трехосной версии, появился легкий грузовик с формулой 4х4 грузоподъемностью 4,2 тонны. Дизайн остался полностью прежним. Версия получила индекс 43206.
С 2009 года грузовики семейства 4320 комплектуются агрегатами Евро-4 ЯМЗ-536 или ЯМЗ-6565 Ярославского завода. Независимо от модификации силового агрегата, все машины поставляются с удлиненными капотами. Наряду с цельнометаллическими кабинами стандартного образца, некоторые версии стали оснащаться комфортабельными бескапотными кабинами по лицензии Iveco, изготовленными из стали и высокопрочного стеклопластика.
В 2014 году легендарная серия 4320 была подвергнута очередной модернизации, что позволило улучшить надежность и межсервисный интервал. Сохранив базовую компановку и кабину, автомобили обновленного модельного ряда получили индекс «Урал-М».
Еще через год новое поколение грузовиков, предназначенных для гражданского рынка, пополнилось более современными узлами и комфортабельными кабинами модульного типа версии «Урал-Next».
Урал 4320 — полноприводный автомобиль с колесной формулой 6х6 имеющий значительные преимущества перед аналогичными автомобилями. Он легко преодолевает водно-болотные участки, канавы и подъемы до 58°.
Говоря о каких-то особых характеристиках или свойствах транспорта, мы не будем касаться дизайна, кабины и других параметров, которые не представляют собой ничего необычного. С виду, это самый обычный грузовик, который хорошо справляется с поставленными задачами.
Отмечая особые стороны, сразу хочется отметить показатели мощности. Автомобиль выпускается в самых разных модификациях и некоторые из них подразумевают использование мощнейших двигателей, способных справляться с крупногабаритными весовыми грузами.
В отличие от других грузовиков, именно Урал чаще всего поддавался модернизации. Разработчики всегда хотели улучшить свое творение, чтобы сделать его еще лучше. Это особенно заметно с точки зрения срока службы и надежности автомобиля. При должном внимании этот грузовик может преодолевать самые сложные участки дорог и делать это на протяжении многих лет. Главное вовремя исправить небольшие неисправности, не довести их до серьезных неисправностей, которые потребуют гораздо больше денег на ремонт.
Пожалуй, главной особенностью "Урал 4320" можно назвать чрезвычайно удачное расположение двигателя, расположенного в передней части капота. Таким образом, удалось было повысить тяговые свойства до максимального уровня.
Боковые стороны кабины включают в себя два плоских крыла большой ширины, которые спускаются, чтобы защитить водителя от воды, грязи и песка в процессе езды по бездорожью.
Многофункциональные транспортные средства "Урал 4320" могут решать широкий перечень задач в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, армии и других ведомствах.
Они используются для перевозки товаров, оборудования, материалов и продуктов, перевозки людей, буксировки прицепов.
Надежное оборудование незаменимо во время ремонта, аварийных или спасательных операций. Он приобретается производственными, перерабатывающими, коммерческими и коммунальными компаниями, ведомственными учреждениями.
При необходимости грузовики могут быть быстро переоборудованы для решения различных задач.
По уровню проходимости автомобили Урал 4320 всегда занимают лидирующие позиции.
Непревзойденные характеристики обеспечивает сочетание мощного двигателя и балансирной подвески, полного привода с формулой 6х6, автоматической системы контроля давления в шинах, лебедки и надежной трансмиссии.
Тяжелая техника может легко справляться с болотами, песком, рыхлым снегом, безопасно преодолевая глубокие канавы, реки и другие препятствия, независимо от сезона или климатических условий.
В активе Урал 4320 обширный список специального оборудования, что значительно расширяет функциональность и эксплуатационные возможности:
На шасси Урал 4320 изготавливаются бортовые автомобили УРАЛ со стандартной и удлиненной площадкой, вахтовые автобусы на 22 и 30 мест, седельные тягачи, а также широкий спектр спецтехники, оборудования и установок для нефтегазовой отрасли, дорожного и коммунального хозяйства.
Нашей компанией производится более 100 единиц различных видов техники на базе шасси Урал 4320, среди которых:
Автомобили УРАЛ 4320 эксплуатируются в различных климатических условиях — от жаркой пустыни до крайнего Севера. Диапазон температур эксплуатации — от -45 до +45°С. На автомобили при необходимости устанавливаются независимые отопители и предпусковые подогреватели.
С учетом назначения, семейство автомобилей "Урал 4320" делится на две категории: армейские и гражданские автомобили.
В первой группе, специально разработанной для нужд армейских и силовых подразделений, есть две подкатегории — бронетехника и военный транспорт. Если последний имеет небольшие отличия по сравнению с гражданскими аналогами, то в бронированных моделях есть существенная разница по отношению к базовой версии.
Конечно же "военные" модификации интересны, с технической точки зрения, но их применение в какой-либо из сфер промышленности маловероятно, поэтому мы не станем останавливаться на обзоре специальных модификаций, используемых в работе армии и силовиков, а сразу перейдём к обзору гражданских моделей.
Рассмотрим основные технические характеристики автомобилей "Урал 4320", выпускаемых сегодня.
В основе шасси Урал 4320 — высокопрочная клепаная рама, установленная на основании двух штампованных лонжеронах, соединенных передним буфером и поперечинами. Тяговое устройство с крюком закреплено на усиленной поперечине сзади.
Передняя подвеска скомпонована из гидравлических амортизаторов, совместно работающих с двумя продольными рессорами полуэллиптического типа. Верхними проушинами амортизаторы зафиксированы со скобами кронштейнов, приваренных к лонжеронам, а нижними — к картеру моста.
В задней части грузовика балансирная подвеска. Рессоры концами зафиксированы в проушинах опорных кронштейнов, а стремянками — на качающихся балансирах. Для компенсации толкающих и тормозных усилий предусмотрены реактивные тяги с шаровыми шарнирами: четыре внизу и два сверху. Боковые усилия гасятся рессорами.
Автомобили грузоподъемностью более 12 тонн комплектуются усиленными рессорами спереди и сзади.
Рулевое управление состоит из следующих компонентов:
Последние версии Урал 4320 комплектуются несколькими вариантами V-образных дизельных двигателей производства Ярославского моторного завода. Наибольшее распространение получили следующие модели:
В предыдущем поколении наиболее частыми являются модификации с моторами:
Урал 4320 имеет постоянный полный привод на все три моста. Трансмиссия построена на базе КПП ЯМЗ-236 (236У), либо на модернизированном варианте ЯМЗ-2361, либо ЯМЗ-1105. Трехходовые агрегаты обеспечивают изменение передаточного числа на пять ступеней вперед и одну назад. Между шестернями 2 и 3, 4 и 5 передач предусмотрены синхронизаторы.
У 2-ух скоростной механической раздатки привод на передние колеса всегда включен. В раздатке находится межосевой блокируемый дифференциал, который распределяет крутящий момент среди ведущим передним мостом и парой ведущих мостов сзади в соотношении 1 к 2.
Эти редукторы управляются механически. Карданная передач состоит из 4 карданных валов. Главная передача ведущих мостов – двойная, содержит пару шестерен конического вида и пару шестерен цилиндрического типа.
Коробка ДОМ (дополнительный отбор мощности) устанавливается на раздаточной коробке шасси Урал:
Коробка КОМ (КЗОМ) (зависимый отбор мощности) устанавливается на коробке передач шасси Урал:
В тормозную систему входят две системы: двухконтурная рабочая и резервная одноконтурная.
Цельнометаллическая кабина Урал 4320 копотного типа смонтирована за мотором, фиксируется в четырех точках. Для компенсации упругих деформаций предусмотрены резиновые подушки.
Оборудована глухим ветровым остеклением, широкоугольным зеркалом на правом крыле и двумя боковыми. Вместительность теплоизолированного, вентилируемого отсека — три человека, есть крепление для ремней безопасности. Двери оснащены замками и стеклоподъемниками.
Кабина укомплектована двумя омывателями и двумя очистителями лобового остекления. Привод электрический двухскоростной. Бачок с жидкостью смонтирован на боковине капота слева по ходу движения.
Обогрев салона реализован с помощью отопителя, подключенного к системе охлаждения мотора. Дополнительно под сидением пассажира установлена автономная установка АОУ. Вентиляция кабины осуществляется через отопительные каналы, а также путем поворота подвижных частей остекления двери. При необходимости можно опустить подъемное стекло, наружный люк и/или включить вентилятор.
Сидения водителя и пассажиров раздельные с амортизатором из губчатой резины и резиновых ремней. Кресло водителя регулируется по высоте и в продольном отношении в пределах 110 мм.
С весны 2009-го Урал-4320 начали оснащать кабиной нового образца, выполненной из стеклопластика. Условия эксплуатации, управление и расположение сидений в ней стали более удобными.
Снаряженная масса автомобиля составляет 8050 кг, полная – 15205 кг. Масса перевозимого или размещаемого груза равняется 6855 кг, масса буксируемого прицепа – 11500 кг. Распределение нагрузки: передняя ось – 4550 кг, задняя ось – 3500 кг.
Максимальная скорость Урал 4320 – 85 км/час. Средний расход топлива на скорости 60 км/час – 35-42 л, на скорости 40 км/час – 31-36 л. Конструкцией предусмотрены 2 топливных бака: основной – 300 л, дополнительный (устанавливается на некоторые модификации) – 180-210 л.
Предельный преодолеваемый подъем – 58°.
Шасси — законченная конструкция транспортного средства, которая связывает трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления. С учетом длины рамы, грузоподъемности и других параметров существует множество модификаций баз для грузовиков Урал-4320. Основными из них являются:
В зависимости от варианта кабины различают следующие модификации шасси Урал-4320:
Модификация | Г/п, тонн | Модель двигателя | Мощность двигателя, л.с. | Коробка передач | Предпусковой подогреватель | Емкость топливного бака, л | Особенности* |
4320-1151-61Е5 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | Без ДЗК, без отборов мощности |
4320-1111-61Е5 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | ДЗК |
4320-1112-61Е5 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | ДОМ, ДЗК |
4320-1116-61Е5 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1121-61Е5 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДЗК |
4320-1121-61Е5И03 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1122-61Е5 | 6,9 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+180 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДОМ, ДЗК |
4320-1112-73Е5 | 7,3 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+180 | ДОМ, ДЗК |
4320-1116-73Е5 | 7,3 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+180 | ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1121-73Е5 | 7,3 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+180 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДЗК |
* Для всех модификаций шасси Урал 4320: шины 14.00-20(ОИ-25)
Модификация | Г/п, тонн | Модель двигателя | Мощность двигателя, л.с. | Коробка передач | Предпусковой подогреватель | Емкость топливного бака, л | Особенности* |
4320-1951-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | Без ДЗК |
4320-1952-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ, без ДЗК |
4320-1982-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ, без ДЗК, воздушный отопитель в кабине, 4-х дверная кабина |
4320-1953-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | Без ДЗК, без выводов на прицеп |
4320-1911-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДЗК |
4320-1912-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ, ДЗК |
4320-1921-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДЗК |
4320-1922-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДОМ, ДЗК |
4320-1926-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1916-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1916-60Е5И03 | 12,0-13,2 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1916-60Е5И03М00М19 | 12,0-13,2 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК, заднее защитное устройство, боковое защитное устройство, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1916-60Е5М00М19 | 12,0-13,2 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК, заднее защитное устройство, боковое защитное устройство |
4320-1916-72Е5М00М27 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК, заднее защитное устройство, боковое защитное устройство |
4320-1951-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | Без ДЗК |
4320-1912-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | ДОМ, ДЗК |
4320-1916-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1953-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | Без ДЗК, без выводов на прицеп |
4320-1911-72Е5И03Б12 | 12,5-13,7 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1912-72Е5И03 | 12,5-13,7 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | ДОМ, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1921-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДЗК |
4320-1922-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | КОМ с насосом НШ-32У3Л, ДОМ, ДЗК |
4320-1916-72Е5И03 | 12,5-13,7 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300+210 | ДОМ усиленный, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
* Для всех модификаций шасси Урал 4320 с длинной базой: задний свес рамы удлинен на 333 мм, шины 425/85 R21 (КАМА-1260, Бел-1260, О-184)
Модификация | Г/п, тонн | Модель двигателя | Мощность двигателя, л.с. | Коробка передач | Предпусковой подогреватель | Емкость топливного бака, л | Особенности* |
4320-1934-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300 | ДОМ, ДЗК |
4320-1934-60Е5И03 | 12,0-13,2 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300 | ДОМ, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1936-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300 | ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1936-60Е5И03 | 12,0-13,2 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300 | ДОМ усиленный, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1958-60Е5 | 12,0 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300 | ДОМ, без ДЗК, задняя подвеска усиленная (г/п 17500 кг) |
4320-1958-60Е5И03 | 12,0-13,2 | ЯМЗ-65674 | 230 | ЯМЗ-2361, 5 ст. | ПЖД-30Ж | 300 | ДОМ, без ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг), задняя подвеска усиленная (г/п 17500 кг) |
4320-1934-72Е5И03 | 12,5-13,7 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДОМ, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1936-72Е5И03 | 12,5-13,7 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДОМ усиленный, ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг) |
4320-1958-72Е5И03 | 12,5-13,7 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДОМ, без ДЗК, передняя подвеска усиленная (г/п 6500 кг), задняя подвеска усиленная (г/п 17500 кг) |
4320-1934-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДОМ, ДЗК |
4320-1936-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДОМ усиленный, ДЗК |
4320-1958-72Е5 | 12,5 | ЯМЗ-53623-10 | 275 | ЯМЗ-1105, 5 ст. | 14ТС-10Е4 | 300 | ДОМ, без ДЗК, задняя подвеска усиленная (г/п 17500 кг) |
* Для всех модификаций шасси Урал 4320 с длинной базой для крановых установок: без выводов на прицеп, без буксирного прибора, задний свес рамы удлинен на 333 мм, шины 425/85 R21 (КАМА-1260, Бел-1260, О-184)
Модель Урал 4320 стала удачным преемником прожорливого 375Д, потреблявшего невероятное количество бензина на 100 км. Даже сегодня этот автомобиль вызывает какой-то дикий восторг одним только внешним видом.
Он может перевезти абсолютно любой груз, проезжает там, где навсегда закрыта дорога для многих внедорожников. Колесная формула 6х6, надежная трансмиссия и двигатель, вот что стало причиной огромной популярности данного базового автомобиля. И что-то подсказывает — пока в мире есть бездорожье, Урал 4320 будет оставаться таким же востребованным грузовым автомобилем.
Многоканальный. Звонок по РФ бесплатный